
В меняющемся глобальном ландшафте прямых иностранных инвестиций (ПИИ) особые экономические зоны (ОЭЗ) обеспечивают благоприятную для бизнеса среду с прочной правовой и нормативной базой и олицетворяют устойчивость и устойчивость к глобальным потрясениям, таким как пандемия Covid-19 — пишет директор Всемирной организации свободных зон Зои Харрис в своем майском обзоре для издания Investment Monitor.
Во время пандемии ОЭЗ предлагали компаниям повышенную устойчивость цепочки поставок за счет решения таких нормативных вопросов, как разработка, производство и распространение вакцин. ОЭЗ также используются в качестве важного инструмента для проверки новых политик, предлагая компаниям более гибкую реакцию на Covid-19. Передовая практика ОЭЗ сосредоточена на поддержке и удержании существующих компаний-резидентов, создании безопасной и благоприятной для бизнеса среды и выполнении новых требований, таких как логистические объекты для холодильной цепи поставок и цифровизации.
Новые горизонты
Covid-19 и климатический кризис высветили необходимость в более устойчивой и разнообразной экономике. Кроме того, СЭЗ становятся все более популярными, особенно в развивающихся странах, как ключевой инструмент содействия торговле и инвестициям, развитию новых секторов и кластеров, более тесной интеграции в глобальные производственно-сбытовые цепочки и расширение прав и возможностей женщин, особенно тех, кто работает в малых и средних предприятиях (МСП).
Однако, Зои Харрис считает, что ОЭЗ могут не просто помочь успешно пережить кризис, но и стать «новой нормой», формирующей контуры новой промышленной революции:
Как сказал Альберт Эйнштейн: «Ни одна проблема не может быть решена на том же уровне сознания, который ее создал». Новая промышленная революция, формирующая «следующую норму», будет построена на основе устойчивости, цифровизации, государственно-частного сотрудничества и региональной интеграции, выходящей за пределы национальных границ.
Экономическая зона, претендующая стать «следующей нормой» подобна ограненному алмазу, где каждая заинтересованная сторона представлена как грань, демонстрирующая силу, прозрачность и устойчивость в государственно-частных партнерствах. Новая «устойчивая» модель ОЭЗ, раньше предоставлявших инвесторам только налоговые льготы и выгоды от иностранной собственности, предлагает физическую и цифровую инфраструктуру и услуги, поддерживающие требования компаний.
Привлечение инвестиций остается приоритетом для ОЭЗ. Тенденции на рынке капитала и инструменты, призванные способствовать интеграции устойчивого развития в бизнес и инвестиционную практику, переходят из нишевого в основное русло. В развивающихся странах около 40% торговли товарами осуществляется через ОЭЗ, в которых занято более 70 миллионов человек, что ставит их во главу угла торговой и инвестиционной политики и устойчивого экономического развития.
ОЭЗ способствуют перекрестному аутсорсингу, решорингу и региональной интеграции, ускоряя экономическое восстановление. Около 80% компаний-резидентов ОЭЗ — это малые и средние предприятия, которые имеют прочные связи со своим местонахождением. Многосторонние организации, такие как Организация промышленного развития ООН и Международная организация труда, осуществляют программы наращивания потенциала и повышения производительности в сотрудничестве со свободными зонами в наименее развитых странах, расширяя возможности малого и среднего предпринимательства, женщин и местных сообществ.