Как основать стартап-сообщество

Пересказ книги предназначенной для основателей стартап-сообществ c описанием практических шагов. Охватывает вопросы изучения и создания стартапа, привлечение финансирования, запуск самоподдерживающегося общества и обеспечение реформ.

Основание стартап-сообществ

Быстрые технологические и экономические изменения современности вдохновили всёвозрастающее число движений направленных на изучение новых форм государственного управления в небольших населенных пунктах. Мы называем эти экспериментальные территории «стартап-сообществами» (Startup Societies). (Основатели Фонда стартап-сообществ придумали этот термин, поскольку ни один из существующих терминов не охватывал все эксперименты в области государственного управления). Некоторые из наиболее динамично развивающихся регионов мировой экономики начинались как стартап-сообщества. Такие города как Сингапур, Дубай и Шэньчжэнь являются примерами экономического динамизма который может принести концентрированная политическая реформа. Аналогичная политика омолодила сельские и городские районы по всему миру.

Данное руководство — первое, предоставляющее предпринимателям исчерпывающую информацию о том как построить стартап-сообщество. В нем изложены практические шаги для учредителей по созданию предприятия, привлечению финансирования, обеспечению реформ и управлению самодостаточными стартап-сообществами. Книга подкрепляет свои рекомендации 50-летними исследованиями и работой на местах в более чем 50 странах (см. Приложение XIII «Биографические данные авторов»). Авторы рассматривают проекты ориентированные как на бизнес так и на проживание, позволяющие использовать целевые политические реформы. В главах также описывается как проекты могут начинаться с малого и расширяться от небольшого кластера зданий, проектов среднего размера до целых новых городов.

Возможности стартап-сообщества

В этой книге собраны уроки тысяч процветающих экспериментов в области государственного управления по всему миру. Стартап-сообщества делятся на три основные категории:

Свободные экономические зоны

Это специальные юрисдикции с реформами делового климата. Число свободных экономических зон выросло с менее чем 600 в середине 1970-х годов до более чем 5400 сегодня. К ним относятся зоны беспошлинной розничной торговли, экспортного производства, финансовых услуг и операций по обработке информации. Многие их реформы направлены на устранение налогов, бюрократии и государственных монополий. Некоторые из них небольшие, как одно офисное здание или торговый центр с магазинами беспошлинной торговли. Другие представляют собой промышленные и офисные парки, в которых размещаются экспортеры электроники, одежды, программного обеспечения и медицинских услуг. В Китае площадь специальных экономических зон варьируется от десятков до тысяч квадратных километров.

Частные жилые сообщества

Частные сообщества предлагают новые формы самоуправления для жителей. Частные жилые сообщества как для бедных, так и для богатых бурно развиваются . В Соединенных Штатах Америки более 300 000 жилых стартап-сообществ сегодня предлагают жителям системы основанные на договоре в то время как полвека назад их было всего 600. Частные жилые сообщества предоставляют услуги и сервисы, которыми обычно управляют муниципалитеты. В качестве примера можно привести ассоциации домовладельцев в масштабах района и деревни, которые заботятся об улицах, парках, коммунальных услугах и других общих функциях. Частные жилые сообщества также включают в себя кондоминиумы, жилищные кооперативы, экопоселения, коммуны и другие целенаправленно созданные сообщества. Для управления жилыми сообществами застройщики используют соглашения о договорах дарения или аренды. Соглашения также гарантируют, что жители могут самостоятельно финансировать местные услуги и инфраструктуру. Политические реформы в некоторых случаях привели к передаче незанятых общественных участков земельным трастам для финансирования общественных инициатив. Новая политика также отменяет правила ограничивающие возможности жителей самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания, энергией и другими ключевыми услугами.

Интегрированные стартап-сообщества

Территории, включающие в себя элементы свободной экономической зоны и частного жилого района, являются интегрированными стартап-обществами. Это наиболее продвинутый тип стартап-сообщества. Свободные порты Гонконга, Сонгдо и Макао предоставляют исключительные тарифные, налоговые и регуляторные льготы как для жителей, так и для бизнеса. Китайские специальные экономические зоны также вывели десятки миллионов людей из нищеты и создали коммерческие, промышленные и жилые центры мирового класса. Их пример вдохновил предпринимателей на создание частно финансируемых интегрированных стартап-сообществ по всему миру.

Успехи и недостатки

Стартап-сообщества добиваются успеха потому, что они не пытаются преобразовать крупные, укоренившиеся правительства. Вместо этого стартап-сообщества создают небольшие «испытательные полигоны» для новой политики. История показывает, что при правильном управлении даже небольшой по размеру проект может иметь колоссальные последствия. Шэньчжэнь, бедная рыбацкая деревня с населением менее 30 000 человек в 1979 году, сегодня является всемирно известным мегаполисом на долю которого приходится более 80% мирового производства электронного оборудования. Исследования Всемирного банка сравнивают ВВП Шэньчжэня с ВВП Ирландии, Португалии или Вьетнама — стран которые в 500 раз больше по размеру. Успех Шэньчжэня вдохновил Китай открыть десятки свободных экономических зон и начать более широкие рыночные реформы. Кроме того, почти половина всех городских жителей Китая живет в частных кварталах типа кондоминиумов.

Значительное число стартап-сообществ также потерпели неудачу или полный крах. Распространенные ошибки включают:

  • Напряженные отношения с местным сообществом
  • Плохие отношения с органами власти
  • Отсутствие именитых сторонников/партнеров, что вызывает вопросы о намерениях и возможностях
  • Зависимость от средств государственного сектора
  • Наделение инвесторов и партнеров монопольным положением
  • Зацикленность на заранее выбранном место, вместо того, чтобы искать альтернативные варианты.

Основатели стартап-сообществ не знали о лучших практиках решения вышеперечисленных проблем. Разработчики стартап-сообществ также не искали новые идеи за пределами своих узких сегментов рынка. Например, разработчики свободных экономических зон часто не знают об инновациях в частных жилых сообществах, основанных на контрактах и наоборот. Данное Руководство направлено на перекрестный перенос лучших практик между обеими отраслями и не только.

Проекты с крупномасштабным планом реформ часто вызывают обратную реакцию. Земля вблизи стартап-сообществ становится дороже по мере совершенствования государственного управления. В результате прежние жители считают, что в случае успеха проекта они будут выселены. Многие также рассматривают стартап-сообщества как убежище для обеспеченных людей. В районах с колониальной историей люди отшатываются от перспективы создания неоколониальных анклавов. В прошлом подобные опасения привели к задержке или срыву бесчисленных проектов.

Пути к инклюзии

Данное Руководство предлагает новый способ согласования интересов стартап-сообществ с интересами принимающих сторон. Предлагаемые стратегии отличаются от односторонних, экстрактивных подходов. После согласованного периода вознаграждения частных спонсоров авторы рекомендуют венчурным компаниям полностью передать прибыль от активов стартап-сообщества самому сообществу.

Краеугольные камни этого подхода включают:

  • Предприятия «Стартап-сообществ» арендуют — а не покупают — первоклассные участки.
  • Застройщики передают инфраструктуру, финансируемую из частных источников, земельным трастам общин через соглашения типа «строительство-эксплуатация-передача».
  • Резиденты получают дивиденды от дохода от аренды земли по мере развития полномасштабного проекта.
  • Резиденты получают прямые дивиденды от приложений электронного управления, улучшающих инвестиционный климат. (Часть доходов от платы за пользование также идет правительствам и создателям онлайн-приложений).

При использовании вышеуказанных подходов прежние жители наследуют стоимость активов, созданных предприятиями стартап-сообщества. Это дает результаты, прямо противоположные прошлым неоколониальным попыткам создания стартап-сообществ. При инклюзивном подходе местные власти берут на себя обязательства по глубоким реформам и предлагают венчурным компаниям участки под аренду по доступной цене. Это делает стартап-сообщества более привлекательными и выгодными для частных инвесторов. Инклюзивный рост также максимизирует стоимость активов, которые наследует принимающее сообщество. Венчурный предприниматель может повторить такое партнерство в других местах.

Лучшие практики

В данном руководстве представлены экономически эффективные пути запуска предприятий стартап-сообществ. Авторы рекомендуют:

  • Смелое видение

Стартап-сообщества получают поддержку, когда их вдохновляет правдоподобное и захватывающее видение. Учредители с масштабными преобразовательскими целями могут привлечь высокопоставленных сторонников, а также сторонников на низовом уровне и в Интернете.

  • Активный консорциум

Опытные партнеры придают проекту «бережливого» стартап-сообщества напор, опыт, связи и авторитет. Онлайн-фанаты, вдохновленные видением стартап-сообщества еще один ключевой союзник. Их совместная поддержка и взносы могут сыграть решающую роль в достижении успеха на ранних этапах.

  • Лидерство с подарком (LWAG)

Общества стартапов дарят цифровые подарки, которые помогают местным сообществам экономически развиваться. Это помогает установить доверительные отношения с местными сообществами до начала развития стартап-сообщества.

  • Быстрые старты

Небольшие, недорогие объекты являются первым «минимально жизнеспособным продуктом» стартап-сообщества. Они могут активировать бизнес-центры и быстровозводимые жилища для фрилансеров на удалёнке и местных предприятий. В «быстрых стартапах» применяются первоначальные политические реформы, чтобы проверить реакцию рынка, и в случае успеха они распространяются на большую территорию.

  • Большие зоны расширения

Каждый пилотный проект быстрого старта должен перерасти в большую зону расширения. Стоимость земли там повышается при условии проведения эффективных политических реформ.

Партнеры «Быстрого старта» и местные заинтересованные стороны (включая правительство) владеют долями в более крупном участке. Предприниматели могут «перекинуть» концессию на развитие территории более крупным застройщикам, вознаградив за это предприятие «Стартового общества».

Разработчики связывают себя обязательствами по BOTs и соглашениям о дивидендах от аренды земли чтобы принести пользу местному сообществу. В результате местные жители могут стать совладельцами проектов сингапурского класса.

  • Зоны пожертвования

Это зоны которые направляют часть доходов от аренды земли на финансирование местных проектов. Зоны целевого капитала могут занимать часть земли в рамках стартап-сообщества или всю территорию. Реформы выделенных зон стимулируют ранние местные инвестиции и создание бизнеса. Со временем земельный траст сообщества пользующийся соглашениями BOT также передает жителям прирост стоимости земли в зоне расширения. По мере того, как реформы политики приводят к росту стоимости аренды земли стартап-сообщества, местные жители получают постоянную и растущую долю дохода. Это стимулирует участие основных заинтересованных сторон в максимизации долгосрочной стоимости стартап-сообществ.

  • Конкурс за место

Предприятия стартап-сообществ могут принимать заявки от нескольких местных партнеров и правительств на право стать принимающей стороной. Это противоположно традиционной стратегии фокусирования на заранее выбранном месте. Формальный или неформальный конкурс может обеспечить наличие глубоких реформ, привлекательных площадок и местных партнеров. Конкурсы предоставляющие качественные возможности повышают вероятность того, что предприятие стартап сообществ сделает разумный выбор места размещения.

Объединение лучших практик снижает расходы и политические риски для новых инициатив. Как только учредитель стартап-сообщества поймет что к чему, он сможет сформировать команду, создать захватывающие презентации, заручиться поддержкой, собрать опытных членов консорциума и заручиться обещаниями финансовой поддержки. Эти шаги создают основу для выбора стартап-сообщества среди участников конкурса.

Вместо заключения

Мир еще никогда не был так готов к новым экспериментам в области инклюзивного и подотчетного государственного управления. Данное Руководство предлагает ряд возможностей для появления нового поколения обществ-стартапов. Чтобы достичь этого, идеалы и этика разделения успеха должны быть объединены практическими и полезными способами.

Это отрывок из электронной книги Founding Startup Societies: A Step by Step Guide (https://smile.amazon.com/Founding-Startup-Societies-Step-Guide-ebook/dp/B0831TJV7B).

Оригинал на английском языке можно прочитать по ссылке (https://www.progress.org/articles/founding-startup-societies)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s