Город-чартер | Prospera

Что такое город-чартер?

Основная идея чартерного города проста. Менять законы и уклад жизни в целой стране бывает сложно, рискованно и непрактично; даже если подобная необходимость полностью оправдана, она неизбежно встретит сопротивление как местных жителей, так и политического руководства. В своей подавляющей массе люди всегда консервативны, и хотят чтобы всё течение жизни продолжалось «как всегда» и как можно дольше. Однако изменения необходимы. Можно избрать для них обычные механизмы федерализма, проводя реформы в отдельно взятом регионе, постепенно расширяя их до других областей, но и этот путь чреват различными осложнениями: какой бы регион ни был выбран, там тоже есть местные жители, может заупрямиться мэр или губернатор, да и невозможно взять и изменить все законы в отдельной области, что также не позволяет быстро опробовать новые перспективные варианты законодательства и управления.

Еще хуже дело обстоит в странах, где реформы совершенно необходимы, но политическое руководство не готово их проводить, видя в этом угрозу священной «стабильности» и собственному положению во власти.

Для решения обеих проблем существует хорошо опробованное в 20 веке средство: выделение на небольших участках страны «особых экономических зон» или «зон ускоренного развития», на которых начинает действовать полностью обновление законодательство, зачастую заимствующее целые куски законодательства других стран и британскую систему права. Успешных примеров подобных специальных зон существует масса (Шэньчжэнь, Дубай, Инчон и другие), но также много и провалов: например, в России ни одна из подобных особых зон так и не заработала на полную мощность. Причины провалов довольно единообразны: неудачное законодательство, плохое правоприменение, отсутствие достаточных полномочий местного самоуправления, коррупция и частое излишнее вмешательство со стороны правительственных органов страны нахождения.

Город-чартер представляет собой развитие идеи особых экономических зон, предложенное в 2009 году экономистом Полом Ромером (Лауреат Нобелевской премии по экономике 2018 года). Ромер предложил строить полноценные самоуправляемые города с собственным законодательством и правительством, по примеру Гонконга и Сингапура. Такие города должны иметь полностью с нуля написанное законодательство, использующее опыт самых передовых стран, и быть максимально независимыми от страны нахождения, предоставляя всем желающим людям и компаниям со всего света вложиться в построение нового «свободного» мегаполиса.

В итоге подобного строительства принимающая страна получает точку максимально ускоренного экономического роста (чартерный город, разумеется, платит налоги и арендует территорию) и большое количество высокооплачиваемых рабочих мест для местных жителей, а международные компании и инвесторы — перспективное место для ведения бизнеса и вложения капитала.

При всей кажущейся утопичности такого проекта, он не остался лишь на бумаге и постепенно начинает реализовываться в самых неожиданных местах мира. И на то есть свои причины: рост населения Земли продолжается, и к середине века оно будет составлять уже около 9 миллиардов, и это будет в основном городское население (по прогнозам около 2/3 населения будет проживать в городах к 2050 году). Одновременно продолжается бум урбанизации и строительства городов в странах, ранее бывших преимущественно аграрными: в одном Китае сегодня насчитывается более 100 городов с населением более миллиона человек, не сильно отстают другие азиатские страны, на очереди Индия и Африка. При этом масштабные одномоментные реформы по типу «шоковой терапии» 90х показали свою неэффективность, в отличие от медленных поэтапных и региональных преобразований, происходящих в Индии и Китае, и современные экономические теории достаточно хорошо объясняют почему. Ромер здесь просто является наиболее ярким выразителем точки зрения мейнстрима. Все это приводит к тому, что города-чартеры и просто похожие на них инициативы начинают проклевываться как грибы после дождя.

Эта страница будет посвящена существующим проектам городов-чартерам и их экономической теории и крутящейся вокруг них политике.

Первый из таких городов — Проспера.

Чартерный город Prospera

После нескольких лет подготовки в начале 2020 года было объявлено о старте первой гондурасской ZEDE («Зоны занятости и экономического развития», над проектом которой работал еще сам Пол Ромер восемь лет назад) под названием Próspera. Будущий город будет расположен на карибском острове Роатан.

Проект лучше всего можно охарактеризовать как особую административную зону в форме государственно-частного партнерства. Уникальность проекта заключается в гражданском договоре со всеми будущими резидентами (Соглашение о сосуществовании). Это дает всем жителям прозрачную защиту, которая не может быть изменена в одностороннем порядке оператором, большинством или даже правительством Гондураса. Вероятно, впервые в истории существует реальный, а не просто вымышленный общественный договор.

Проспера: город-стартап

The Próspera ZEDE учреждена 29 декабря 2017 года как государственно-частное партнерство с возможностью продления на 50 лет.

Статьи 294, 303 и 329 Конституции Гондураса и федеральный закон о ZEDE позволяют полуавтономной юрисдикции развивать свои собственные регулирующие и административные институты.

Реформа или отмена закона ZEDE требует одобрения двух третей Конгресса Гондураса. Более того, если население ZEDE превысит 100 тыс. жителей, правительству Гондураса будет необходимо проводить референдум для внесения поправок в этот закон.

Проспера имеет статус муниципалитета, но фактически управляется частной компанией Honduras Próspera LLC , зарегистрированной в штате Делавэр (США), и имеющей право продвигать и разрабатывать земельный участок площадью 60 акров, который был приобретен ей на Роатане.

Подробнее внутри статьи.

Новые публикации на тему

Загрузка…

Произошла ошибка. Обновите страницу и повторите попытку.