Свободный порт это не чартерный город

Разбор аргументации CCI в открытом письме правительству сомалиленда

En Es

DPWorld — это не просто очень крупный оператор контейнерных перевозок, но и материнская компания группы из четырех специализированных компаний, организованных эмиратом Дубай, вместе потенциально способных выполнять все функции государства: судебную, правоохранительную, взаимодействие с внешним миром и собственно экономическую деятельность. Институт чартерных городов (Charter City Institute далее CCI) выпустил открытое рекомендательное письмо для правительства непризнанного государства Сомалиленд в отношении одной из крупных недавних инвестиций DPWorld в порт Бербера, настоятельно предлагая создать чартерный город в Бербере или рядом с ней, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, полученными в результате модернизации порта. Чтобы оценить обоснованность этих рекомендаций, я предлагаю вам сначала подумать о том, какие современные города там можно построить.

Первое, что приходит на ум, это обычный новый город, построенный за государственный счет. Но вопрос ответственности лиц, принимающих решения в демократическом обществе, справедливо критикуется за отсутствие таковой. Появление частных городов, где предприниматель на свои деньги строит всю инфраструктуру и в дальнейшем полностью зависит от жителей, которые могут выбрать другой, более подходящий вариант проживания, оставив владельца частного города без дохода, а значит, без возможности избежать банкротства, переместило поиск оптимального варианта организации управления городом на другой, принципиально более высокий уровень. Именно поэтому создание частных городов по праву считается одним из значительных изменений, происходящих в современном обществе. Раньше объем инвестиций, необходимых для создания частного города, был непомерно велик, но сейчас существует множество бизнес-структур, которые могут это сделать.

Еще одной современной идеей, возникшей на основе концепции городов хартии в США, является идея чартерных городов. Главная особенность чартерных городов заключается в том, что материнское государство предоставляет возможность новому городу установить на своей территории собственную юрисдикцию, в рамках которой определять тот суд и те законы, которые он считает для себя наиболее приемлемыми. Границы полномочий могут быть шире или уже в каждом конкретном городе, но идея о том, что есть возможность быстро найти новые варианты организации общества, по замыслу тех, кто поддерживает эту концепцию, приведет к значительному ускорению экономического развития за счет оптимизации взаимодействия различных участников производственных цепочек. Гарантия защиты инвестиций от отмены статуса чартерного города или ограничения прав и полномочий его организаторов также считается важной, но она вторична по отношению к адаптивности самих законов и правил ведения бизнеса.

Свободные частные города сочетают в себе черты как частных, так и чартерных городов. Частная компания, которая их создает, получает гораздо больше свободы в выборе средств для привлечения жителей в город. Кроме градостроительных норм и правил, способа организации обслуживания и поддержания порядка, она может создавать привлекательный инвестиционный климат, внедрять демократическое управление, ограничивая себя при этом и предоставляя больше полномочий жителям использовать различные правовые системы для разных случаев и многое многое другое.

CCI в своих рекомендациях очень категорично заявляет, что предлагаемое ими развитие нового города как чартерного города не имеет ничего общего со свободным портом. Не совсем понятно, почему администрация DPWord не рассматривается как возможный владелец свободного частного города. По крайней мере, все возможности стать нормальной управляющей компанией такого города в границах свободной экономической зоны, определенной правительством Сомалиленда, у DPWord есть. И это может быть город для бедных, по классификации самой CCI. Реконструированный порт требует большого количества дешевой рабочей силы, а DPWord имеет большой опыт в организации размещения рабочих и создании индустриальных парков, которые могут быть построены для полного использования возможностей, создаваемых портом.

Другое дело, что никто не будет против, если наряду со свободным портом в Бербере появится возможность создания других чартерных или даже свободных частных городов. Ведь только в такой конкуренции можно воспитать новое поколение управленцев, что CCI считает одним из достоинств чартерного города для Сомалиленда.

Особенно удивительно, что CCI выступает за то, чтобы Бербера сама стала чартерным городом, хотя одна из главных рекомендаций по созданию таких городов — строить их с нуля на полностью свободных от людей территориях. Причины, по которым следует избегать изменения статуса уже заселенных территорий, хорошо известны, и главная из них — нарушение прав собственников, вынужденных оказаться в новых, неконтролируемых ими условиях.

Открытое рекомендательное письмо CCI очень интересно и своевременно, но не имеет достаточной аргументации по упомянутым мною вопросам.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s