Где находится столица Швейцарии?

г. Берн

Людям, привыкшим жить в мире господства централизованных национальных государств достаточно трудно бывает осознать возможность альтернативного устройства политики. Даже имея представление о разнице между унитарными, федеративными и конфедеративными государствами, эта разница зачастую представляется линейно и без особых подробностей. 

Наиболее знакомыми всем примерами современных конфедераций являются Евросоюз и ООН. И та и другая структура является просто «союзом стран», выпускающим всякие декларации и руководства к действию, но не имеющим каких-то внутренних средств принуждения к их исполнению. И движутся они по, казалось бы, противоположным, но неизбежным для любой конфедерации траекториям — ООН движется к самоликвидации за своей практически полной дисфункциональностью и ненужностью, а Евросоюз все больше обретает черты единого централизованного государства, наподобие США, со столицей, парламентом, руководящими органами и вертикально устроенной бюрократией. 

Может сложиться впечатление, что конфедерация — это просто неустойчивое состояние между несколькими независимыми государствами и централизованной федерацией, однако данное представление игнорирует сам генезис конфедераций (формально, конфедерация — это любой наднациональный союз стран с общими руководящими органами и правом выхода, например, Союзное государство России и Беларуси — это вполне себе конфедерация) и возможность существования, так называемых, «мягких федераций». 

Но вернемся к изначальной теме, вынесенной в заголовок: «Где находится столица Швейцарии?» Википедия пишет, что правильный ответ — город Берн, но делает странную пометку «фактическая столица». Что это может означать? Так как вопрос сложнее, чем кажется, нам необходимо углубиться в историю. 

Союз кантонов

Швиц

Началом истории Швейцарии можно считать союз трех кантонов (областей) Швица, Ури и Унтервальдена, заключенный в 1291 году. Основной целью союза было противостояние попыткам Империи Габсбургов и других крупных государств подчинить их своей власти, что с переменным успехом удавалось на протяжении всех средних веков. Позже союз разросся до восьми кантонов, десяти, тринадцати… и так вплоть до Реформации и начала религиозных войн, временно прекративших существование Конфедерации как единого политического образования.

Швейцарский союз был объединением независимых кантонов, не имевшим никаких органов центральной власти, кроме Тагзатцунга (нем. Tagsatzung) — периодически созываемого собрания из делегатов от каждого кантона, решавшего все общие вопросы союза.  На Тагзатцунге каждый кантон имел один голос, причём вопросы почти всегда решались единогласно, так как заставить меньшинство подчиниться решению большинства можно было только путём войны

Место собрания Тагзатцунга постоянно менялось, потому что созвать его при необходимости имел право любой из кантонов, местом заседания чаще всего выбирался Люцерн, Цюрех, Баден или Фрауенфельде. Союзные земли, не имевшие статуса полноправных кантонов, сначала не приглашались, но позже также начали входить в состав сейма. Что еще более примечательно, в Швейцарском союзе существовали кондоминиумы, подчинявшиеся разным кантонам.

Гельветическая республика

После эпохи религиозных войн раздробленные и раздираемые внутренними противоречиями кантоны временно становятся марионеточным государством Франции (Гельветическая республика), созданным Наполеоном после их завоевания в 1798 году. В это время происходит упразднение швейцарского федерализма и предпринимается попытка создания централизованного государства. Тем не менее даже в этот период в Швейцарии попеременно существовало три столицы: Арау, Люцерн и Берн.

Подобная централизация была плохо принята местными жителями и уже в 1803 году Наполеону пришлось даровать Гельветической республике новую конституцию, возвращающую федерализм и увеличивающую число кантонов с 13 до 19 (за счет наделения статусом кантонов бывших союзных земель). Данная конституция продержалась до 1815 года, после чего французские нововведения были отменены, а число кантонов было увеличено до 22, за счет возврата аннексированных Францией кантонов Вале, Невшателя и Женевы.

С этого момента происходит восстановление традиции «переходящей столицы», местоположение которой меняется каждый год, позже — каждые два года.

Создание федерации

Люцерн

Постепенно растет движение за создание единого централизованного государства, и после недолгой гражданской войны (Зондербурндская война) в 1848 году принимается новая конституция, фактически создающая общее федеративное государство по образцу США.

Тем не менее никакой столицы у Конфедерации не появляется, в конституции, не очень отличной от той, что используется в наши дни, понятие «столичного города» просто-напросто отсутствует. Вопрос выбора фактического места пребывания федеральных органов делегирован законодательной власти.

Таким фактическим местом расположения федерального правительства в 1848 году был выбран Берн. Что не помешало другим городам и кантонам также расположить у себя те или иные органы федеральной власти: Берн является местом расположения Федерального Собрания Швейцарии, тогда как Федеральный Суд расположен в Лозанне, а Страховой Суд — в Люцерне.

Более того, в рамках регионализации в 1990-х годах федеральные органы были частично децентрализованы, и многие федеральные ведомства были переведены из Берна в другие города и регионы. В частности, Федеральное ведомство связи было переведено в г. Биль/Бьен, Федеральное ведомство статистики – в г. Невшатель, а Федеральное жилищное ведомство – в г. Гренхен.

Инаугурация Президента (да, там есть и такая должность), что характерно, также проводится не в Берне, а в его родном кантоне.

Мягкая федерация

История Швейцарии, наверное, лучше всего демонстрирует как неустойчивость чистых конфедеративных моделей, так и впечатляющие возможности, которые открывает подобная степень децентрализации и самоорганизации. Лучшим компромиссным решением, как это обычно и бывает, является не какой-то из крайних вариантов политического устройства, а нечто среднее — в данном случае нечто среднее между конфедеративным и федеративным устройством, позволяющее сочетать как все преимущества децентрализации, так и устойчивость и возможность проведения централизованной политики.

Мягкая федерация формируется не волевым решением некой центральной власти, а постепенно и снизу вверх, путем интеграции экономических и политических процессов отдельных небольших районов, зачастую имеет странные, перемешанные и изменчивые границы между регионами, а также множественность центров, претендующих на исполнение федеральных функций и вынужденных договариваться друг с другом вплоть до полного консенсуса и равномерного распределения функций между собой. Такая структура власти не может не быть демократической, и в то же время это совершенно иной принцип и устройство демократии, чем имеющие многочисленные изъяны и привычные для большинства европейские (и американские) модели.

О том, как мягкие федерации могут быть образованы уже в современном нам мире на базе чартерных городов, таможенных союзов, особых зон и международных организаций мы поговорим в наших дальнейших публикациях.

Где находится столица Швейцарии?: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s