Ненасильственное государство


Долгое время в истории человечества уровень преступности был настолько высок, что людям просто не могли придти в голову общественные системы, основанные на принципах ненасилия, однако, как доказывает в своей более чем 900-страничной книге известный нейропсихолог Стиен Пинкер, насилие в мире неуклонно снижается.

Более заметным данный тренд является на примере развитых стран, где резкое снижение насилия с начала 90х уже окрестили звучным термином The Great Crime Drop:

Как можно видеть на этот графике, общемировая тенденция также имеется, но она далеко выглядит далеко не так впечатляюще.

Тем не менее, она также предстанет во всей красе, если мы обратимся обратимся к большему историческому масштабу, особенно на примере Европы (исторические данные по другим регионам гораздо менее точны и надежны):

Даже кровавые мировые войны 20 века предстают в подобной ретроспективе лишь небольшими аномалиями, несущественными на фоне общего падения уровня физического насилия.

Гипотез о происхождении и причинах данного мирового тренда существует огромное множество, однако для нас здес это не так существенно. Факт заключается в том, что уроень физического насилия падает по всему миру, и одновременно происходит изменение взаимоотношений как между отдельными людьми, так и между странами, и, что не менее важно, между отдельными людьми и государством.

Смертная казнь отменена в большинстве стран мира, ведутся активные споры о реальном назначении тюрем и самой пенитенциарной системы. Возможно, что рано или поздно, любое физическое принуждение и, тем более, тюремное заключение на государственном уровне будут заменены ограничениями другого рода, такими как запрет на передвижение по определенным территориям и эконмоические санции.

Кроме прочего, отсуствие физического принуждения и насилия со стороны государства и граждан по отношению друг к другу влечет за собой ряд весьма интересных последствий, таких как свободное перемещение между юрисдикциями разных стран и децентрализация законодательства: если централизованная судебная и исполнительная власть в нашем общесте не имеет права принуждать людей силой к исполнению каких-либо правил и ограничений, существование данных правил и ограничений ложится на местные органы власти, частные организации, клубы и корпорации, производящие инфраструктуру, подобную закрытым клубам и, напротив, открытым социальным сетям и площадкам, закрывающим и открывающим доступ к тем или иным действиям с помощью технологических и инфраструктурных решений, а не угрозы физического принуждения.

По сути, децентрализация подобного уровня, являющаяся следствием падения и неприятия физического насилия (кроме, разумеется, самозащиты), это еще один путь или способ, которым можно придти к обществу, соотвествующему идеалам волюнтаризма, либертарианства или панархии, а также ряду левых анархических течний.

Здесь, в рамках данного раздела, мы будем рассматривать подобные возможности и тенденции, а также обсуждать технологии и социальные проекты, способные приблизить реализацию подобного общественного устройства.

Дружественные проекты

Тематические статьи

Исправляя государство

Меня довольно давно просили расписать, как я отношусь к идеям ненасилия, которые, как возможно вы знаете, продвигает целое подразделение нашего панархистского сообщества (Polystate.org, Волюнтарист), считающее их ключевыми для преобразования общества и возможности какого-либо прогресса в целом — пришло время это сделать.  Экстерналии насилия Как либертарианец, антиавторитарист и трансгуманист я, вероятно, имею одну из самых глубоких … Продолжить чтение Исправляя государство

Вопрос насилия и теория Конрада Лоренца

Конрад Захариас Лоренц – выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии – науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине. Лоренц провёл много времени над изучением поведения животных и пришёл к одному выводу – виды с сильной врождённой вооружённостью имеют и сильный врождённый механизм ингибирующий (сдерживающий) внутривидовое насилие, тогда как у видов со слабой врождённой вооружённостью такой механизм проявляется более слабо.

Ненасильственное государство

Очень сложным является вопрос того, как в процессе достижения свободного общества быть с функциями, собственностью и инфраструктурой, находящимися под управлением государства, а также людьми, работающими на него. Разве попытка устранить государство не приведёт к общественной и экономической катастрофе? Однако нам не обязательно устранять государство, достаточно будет лишить его возможности навязывать свои порядки силой, то есть превратить его в обычного поставщика услуг и открыть рынок для возможных альтернатив. В этом и состоит концепция ненасильственного государства!

Либертарианство и Общественный договор

Перевод статьи Джона Трешера “Social Contractarianism”, в которой он делает обзор традиции общественного договора и ее связи с либертарианством и указывает на возможность плодотворного совмещения этих двух типов политических теорий. Оригинальная статья находится в сборнике The Routledge Handbook of Libertarianism, глава 15, с 212.

«Либертарианство есть и должно быть, как я буду утверждать в дальнейшем, доктриной об индивидуальной свободе и правах. Правильный акцент в либертарианской теории должен делаться на добровольном взаимодействии и взаимовыгодном сотрудничестве, а не, в первую очередь, на правах собственности. Может показаться, что здесь нет принципиальной разницы, но акцент на одной части теории Джона Локка (естественные права) при игнорировании другой части (общественный договор) подчеркивает один важный аспект либертарианства за счет другого. «